Сергей
Шумаков. Тайна возникновения Опричнины
Все думают,
что опричнину впервые придумал Иван Грозный. Однако если
покопаться в истории, станет ясно, что Опричнина была заимствована
первым московским царем из древнеиудейской практики.
Как известно, вся Московия в 1565 году была
разделена на Опричнину и Земщину. Многие историки
ищут в русских летописях более ранние аналоги этого разделения.
Ищут и не находят. Не находят, так как ищут не там. Для
того, чтобы понять, что означает это разделение, следует
обратиться не к русским летописям а к сочинениям древнееврейских
авторов. Возьмем, к примеру, Иосифа Флавия.
Происходил он из семьи священников-саддукеев,
но уже в 19 лет примкнул к фарисеям. В начале Иудейской
войны 30-летний Иосиф Бен Маттиаху) стал крупным военачальником
– главнокомандующим иудейскими войсками в Галилее. Во время
осады города Иоапаты Иосиф перешел на сторону римлян. После
падения Иерусалима Иосиф был приглашен в Рим, где получил
гражданство и был принят в род Флавиев, то есть в род, к
которому принадлежал Тит Флавий Веспассиан. Потому-то мы
знаем его под именем Иосифа Флавия.
И вот, ведя спокойную жизнь при дворе римских императоров,
Иосиф Флавий занялся литературной деятельностью. В первом
своем сочинении, «Иудейская война», Иосиф Флавий по свежим
впечатлениям повествует о войне римлян с евреями и о разрушении
Иерусалима, предпослав подробному рассказу об этом событии
краткий очерк всего случившегося со времени взятия Иерусалима
Антиохом Эпифаном.
Другое сочинение Иосифа Флавия, «Автобиография», написано
гораздо позднее, в царствование Домициана, о котором есть
упоминание в конце этого сочинения.
Но самый большой интерес представляет для нас его третья
книга – «Иудейские древности». Именно из нее мы и
узнаём об истории появления фарисеев.
Слово «фарисеи» происходит от древнееврейского слова
– прушим, что буквально означает «те, что кроме».
То же самое означает и слово «опричники». Более того,
понятие «земщина» совпадает с иудейским понятием
«haм-ha-арец» – буквально, «народ земли».
Схожи и исторические причины возникновения фарисейства и
учреждения Опричнины.
Фарисеи создали свою секту от поглощения парсизмом или эллинизмом.
Дело в том, что во времена персидского, а потом и греческого
владычества в Иудее простые иудеи в массовом порядке не
то, чтобы отказываться от иудаизма, но под влиянием чужеземцев
стали всё более скептически относиться к Торе, забывали
древние традиции, смешивались с чужеземцами и теряли свою
национальную самобытность. И тогда фарисеи сформировали
«народ в народе». Этот народ должен был сохранить
свою самобытность в условиях культурной экспансии чужеземцев.
Так впоследствии и получилось: после Иудейских войн 66-73
и 132 гг. «haм-ha-арец» растворился среди других народов,
а иудеями остались лишь фарисеи.
Но, при чем же здесь Иван Грозный, – спрoсите вы. Дело в
том, что в середине XVI века Московия подверглась культурной
экспансии со стороны недавно завоеванной Казани. Тысячи
татар были переселены в Москву, и вскоре на московских рынках,
мгновенно превратившихся в базары, услышать татарскую речь
можно было чаще, чем русскую. Потерпев военное поражение,
татары пытались взять культурный реванш. И знать, и
простонародье наряжались в татарские одеяния. Язык засорялся
тюркскими словами еще больше, чем во времена ига. Московиты,
и до этого хорошо говорившие по-татарски, стали забывать
русский. Не гнушалась татарским и русская знать, значительная
часть которой имела татарское происхождение. Сложилась такая
ситуация, когда было престижнее выдать дочь за татарского
мурзу, чем за русского боярина. И вот тогда-то Ивану
Грозному и пришла мысль создать народ в народе для сохранения
самобытности.
Конечно, царь Иван не копировал фарисеев, но саму генеральную
идею он заимствовал из трудов Иосифа Флавия. Об этом
свидетельствует и буквальный перевод терминов, примененных
Иваном Грозным.
Кроме того, Опричнина стала средством борьбы с остатками
феодальной раздробленности, с боярским произволом и своеволием.
Если говорить современными терминами, то правильнее было
бы сказать, что она была предназначена для борьбы с коррупцией
и сепаратизмом. Однако Опричнина была в большей степени
орудием государственной реформы, чем простым полицейским
средством пресечения и предупреждения государственных преступлений.
Сочувствовало политике Ивана Грозного и посадское население,
заинтересованное в укреплении царской власти, ликвидации
пережитков феодальной раздробленности и привилегий. Борьба
правительства Ивана Грозного с аристократией встречала сочувствие
народа. Вопреки басням советских историков о большом масштабе
репрессий, достоверные источники точно называют количество
казненных – 2170 человек. Значительная часть этого списка
это зарвавшиеся опричники, вздумавшие творить произвол на
местах и поплатившиеся за это.
Выдуманы и сведения о том, что опричные войска были неэффективны
в военном отношении. Так, войска под командованием опричного
воеводы Дмитрия Хворостина показали высокую боевую эффективность
как в битвах с татарами, так и в сражениях с европейцам.
В 1564 году одержал победу над крымцами, возвратившимися
с добычей из-под Калуги и освободил всех плененных ими.
В 1566 году войско крымского хана прорвалось к Болхову.
Направленные против крымцев земские воеводы Щенятев и Шереметев
с поставленной задачей не справились. Лишь приход рати,
возглавляемой опричными воеводами Телятевским, Дмитрием
и Андреем Хворостиниными, позволил одолеть неприятеля. В
1570 году при очередном походе крымского хана на Московское
княжество крымские «загоны» проникли в Каширский уезд. 21
мая 1570 года за Зарайском. Хворостинин и Львов разгромили
один из «загонов» и освободили многих пленников.
В 1572 году Д. И. Хворостинин командовал Передовым полком
русского войска при последнем походе крымского хана на Москву.
Этот поход закончился уничтожением крымско-турецкого войска
в Молодинской битве. В 1579 году Хворостинин нанес поражение
литовско-ливонским войскам около Ржева. В 1581 году в решающее
наступление против русских перешли шведы. Закрепившись в
Нарве и Ивангороде, они захватили пограничные крепости Ям
и Копорьеи. Однако в феврале 1582 года Передовой полк русской
рати под командованием Дмитрия Хворостинина и думного дворянина
Безнина у села Лямицы в Водской пятине атаковал начавшие
новое наступление шведские войска. Потерпев поражение, противник
вынужден был поспешно отойти в Нарву.
Уже после смерти Ивана Грозного, в 1590 году, Хворостинин
во главе русских войск разбил четырёхтысячное шведское войско
под начальством генерала Густава Банера близ Нарвы.
А чего стoит подвиг Малюты Скуратова, лично возглавившего
штурм крепости Вайсенштайн, первым взобравшегося на стену
и при этом погибшего! Так что не говорите о том, что опричники
были трусами и неумелыми воинами!
Кто же оболгал Опричнину? Кто сделал из опричников бандитов
и недоумков? Да те, кто против сильного централизованного
государства.